Неточные совпадения
— «Людей, говорит, моего класса, которые принимают эту философию истории как истину обязательную и для них, я, говорит, считаю ду-ра-ка-ми, даже — предателями по неразумию их, потому что неоспоримый закон подлинной истории — эксплоатация сил
природы и сил человека, и чем беспощаднее
насилие — тем выше культура». Каково, а? А там — закоренелые либералы были…
Природа войны, как материального
насилия, чисто рефлективная, знаковая, симптоматическая, не самостоятельная.
Такова
природа всякого материального
насилия, — оно всегда вторично, а не первично.
— Вот какие, Саша. Мы с тобою часто говорили, что организация женщины едва ли не выше, чем мужчины, что поэтому женщина едва ли не оттеснит мужчину на второй план в умственной жизни, когда пройдет господство грубого
насилия, мы оба с тобою выводили эту вероятность из наблюдения над жизнью; в жизни больше встречается женщин, чем мужчин, умных от
природы; так нам обоим кажется. Ты подтверждал это разными подробностями из анатомии, физиологии.
Но и Руссо, и Толстой смешивают падшую
природу, в которой царит беспощадная борьба за существование, эгоизм,
насилие и жестокость, с преображенной
природой, с
природой нуменальной, или райской.
Если человек перестанет противиться злу
насилием, т. е. перестанет следовать закону этого мира, то будет непосредственное вмешательство Бога, то вступит в свои права божественная
природа.
Если общество есть
природа, то оправдывается
насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку — волк.
Недостаточно человека освободить от внешнего
насилия, как то думает социальная религия наших дней, нужно освободиться человеку от внутреннего зла, которое и рождает насильственную связанность
природы и смертоносный ее распад.
Насилие и принуждение в делах веры и совести есть подчинение порядку
природы и отрицание порядка благодати.
В то мгновение, когда он потакал
насилию своих сыновей, когда он к болезни сердечной супругов присовокуплял поругание, когда на казнь подвигался, видя сопротивление своему адскому властвованию, — тогда закон, стрегущий гражданина, был в отдаленности, и власть его тогда была неощутительна; тогда возрождался закон
природы, и власть обиженного гражданина, неотъемлемая законом положительным в обиде его, приходила в действительность; и крестьяне, убившие зверского асессора, в законе обвинения не имеют.
Люди, живущие в естественных условиях жизни, не по городам, но среди
природы, борясь с нею, живут без этого ограждения и знают, как мало может оградить их
насилие от окружающих их действительных опасностей.
— И этого нет, потому что и в пороках есть своя обязательная хронология. Я не хочу сказать, что именно я лучше — все одинаковы. Но ведь это страшно, когда человек сознательно толкает себя в пропасть… И чистота чувства, и нетронутость сил, и весь духовный ансамбль — куда это все уходит? Нельзя безнаказанно подвергать
природу такому
насилию.
Вследствие неправильного развития, часто людям представляется совершенно нормальным и естественным то, что, в сущности, составляет нелепейшее
насилие природы.
Но вижу в этом только то, что люди, большинство их, к сожалению, несмотря на то, что закон их высшей человеческой
природы открыт им, всё еще продолжая жить по закону животной
природы, этим лишают себя самого действительного средства самозащиты: воздаяния добром за зло, которым они могли бы пользоваться, если бы следовали не животному закону
насилия, а человеческому закону любви.
— Следует то, что закон
природы будет и самозащита от всего того, что угрожает уничтожением. А из этого вывод тот, что борьба и, как последствие всякой борьбы, гибель слабейшего есть закон
природы, а этим законом, несомненно, оправдывается и война, и
насилие, и судебное возмездие; так что прямой вывод и последствие закона самосохранения — тот, что самозащита законна, а потому учение о неупотреблении
насилия неверно, так как оно противно
природе и неприменимо к условиям жизни на земле.
Католики, обнаруживая в этом общую дефектность своей антропологии, эту мысль о метафизическом
насилии над
природой и человеческим естеством отнесли уже к самому зачатию Богоматери.
Но ведь в лавр была превращена нимфа, спасавшаяся от грубого
насилия бога. В камень превратилась дочь Тантала Ниоба от безмерной скорби по убитым богами детям. Для верующего эллина это были не красивые легенды, украшавшие
природу, это был самый подлинный ужас.
Лев Толстой верил, что если люди перестанут вершить
насилие, прибегать к власти, то произойдет историческое чудо, то сам Бог вмешается в человеческую жизнь и божественная
природа вступит в свои права.
Человеческое сопротивление и
насилие мешают действию божественной
природы.
Положительно Толстой противоположен коммунизму, он не признает
насилия, он враг всякого государства, отрицает технику и рациональную организацию жизни, он верит в божественную основу
природы и жизни, он проповедует любовь, а не ненависть.
Все зло происходит от активного противления и
насилия человека, при непротивлении и пассивности зло исчезает, ибо будет действовать сам Бог, божественная
природа.
В то время, когда уже довольно позднее, но сумрачное петербургское утро пробилось сквозь опущенные гардины спальни молодой женщины и осветило ее лежащею на кровати с открытыми опухшими от слез, отяжелевшими от бессонной ночи глазами, граф Владимир Петрович только что уснул у себя в кабинете тем тяжелым сном кутившего всю ночь человека, которым сама
природа отмщает человеку за
насилие над собою дозволенными излишествами.
Вот от этого-то обмана, до такой степени укоренившегося в народе, что те самые люди, которые только страдают от употребления
насилия, оправдывают его, даже требуют его для себя, как чего-то необходимого, и сами совершают его друг над другом — от этой-то ставшей второй
природой привычки и происходит то удивительное заблуждение людей, вследствие которого люди, наиболее страдающие от обмана, сами поддерживают его.
Ярость, злоба, ненависть, жажда крови и
насилий прекратится, когда народная масса просветится сознанием того, что в России сейчас невозможен социализм и безграничное увеличение благосостояния рабочих и крестьян, невозможно полное социальное равенство не потому только, что этого не хотят буржуазные, имущие классы, но прежде всего потому, что это невозможно объективно, что это противоречит непреложным законам
природы, что этого не допускает бедность России, ее промышленная отсталость, некультурность народа, духовная немощь русского общества и т. п.
Всё устройство нашей жизни, весь сложный механизм наших учреждений, имеющих целью
насилие, свидетельствует о том, до какой степени
насилие противно
природе человека.
Ничем не ограниченный субъективный морализм на практике приводил к безнравственному
насилию над объективной
природой общества и государства, к безнравственному отрицанию принципов, стоящих выше субъективного произвола людей и субъективного их блага.
Всякое
насилие: война, грабеж, казни происходят не вследствие неразумных сил
природы, но производятся людьми заблудшими и лишенными знания истины.
Стоит только понять раз, что это так, что всякая радость моя, всякая минута спокойствия при нашем устройстве жизни покупается лишениями и страданиями тысяч, удерживаемых
насилием; стоит раз понять это, чтобы понять, что свойственно всей
природе человека, т. е. не одной животной, но и разумной и животной
природе человека; стоит только понять закон Христа во всем его значении, со всеми последствиями его для того, чтобы понять, что не учение Христа несвойственно человеческой
природе, но всё оно только в том и состоит, чтобы откинуть несвойственное человеческой
природе мечтательное учение людей о противлении злу, делающее их жизнь несчастною.